Гугл что такое рага

(Санскр. Râga = Краска, цвет, страсть желание, наслаждение чем-либо) — в индийской музыкальной терминологии олицетворения музыкальных строев или ладов («гласов») числом шесть и более. У каждого Р. была и своя подруга, Рагини (Râginî). В философской школе иога это же имя носит одно из пяти основных огорчений, а именно любовь.

рага сущ., кол-во синонимов: 1 • музыка (65) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: музыка

Рага (Санскр. R â ga = Kpacка, цвет, страсть желание, наслаждение чем-либо) — в индийской музыкальной терминологии олицетворения музыкальных строев или ладов («гласов») числом шесть и более. У каждого Р. была и своя подруга, Рагини (R âginî). В философской школе иога это же имя носит одно из пяти основных огорчений, а именно любовь.

(санскр. — рага, хинди и бенгальский — paг, тамильский — ирагам) — один из видов инд. музыки, характерные особенности и манера исполнения к-рого формировались в течение мн. веков. Термин «paг» употребляется в разл. значениях, в основном сводящихся к двум категориям — структурной и эмоциональной; он подразумевает не только своеобразную форму муз. произв. этого стиля, но и столь же специфич. характер исполнения муз. звуков (свар) с их ладовыми особенностями и окраской (варна).

Русалка стала Единорогом! Русалка vs Единорог в колледже!

Слово «Р.» имеет множество значений, наиболее важные среди к-рых «цвет», «оттенок», «желание», «страсть», «стремление», «любовь», «печаль», «страдание», «боль», «зависть», «злоба», «жадность», «тон», «мотив», «песня». Многообразие эмоциональных состояний передаётся с помощью разл. способов окраски звука.

Р. демонстрируют зависимость, существующую между принципами формообразования и характером исполнения. Записи инд. музыки, сделанные в совр. европ. нотации, не соответствуют её живому звучанию, т.к. не отражают мн. важные особенности пения и игры на муз. инструментах, отличающие исполнительскую манеру инд. музыкантов и остающиеся вне рассмотрения европ. исследователями. Однако именно при непосредственном прослушивании Р. обнаруживается их ладо-интонационное и колористич. своеобразие. Хотя Р. относятся к древним формам музицирования, они создаются и исполняются и в 20 в.; Р. передаются как устно, так и нац. нотным письмом — сварлипи. Нотное письмо соответствует особенностям инд. музыки; наиболее точно им фиксируются тембр и ритм удар. инструментов, сопровождающих исполнение R.
Р. основывается на том или ином звукоряде, к-рый называется тхат и включает семь, шесть или пять звуков. В тхате выделяются два осн. звука — вади и подчинённый ему самвади, к-рые исполняются на тампуре в виде бурдона. Звуки, составляющие тхат, могут быть как диатонич., так и хроматич. ряда; однако подобное разделение на диатонику и хроматику отвечает только европ. ладовому мышлению. Различают также тхат в восходящем (арох) и нисходящем (аврох) движении.Помимо звукоряда, Р. характеризуют особые группы звуков — интонации (пакар). Каждому Р. соответствует также определ. ритм (тал), характерный для сопровождения на табла или мридангаме.
Одной из важнейших особенностей инд. Р. является их интервалика.. Минимальное расстояние между звуками называется шрути; в октаве содержится 22 шрути, к-рые в нотном письме не фиксируются. Как и мелодич. развитие, шрути импровизируются, отражая эмоциональный характер исполнения. Однако импровизация подразумевает соблюдение интонационных норм данного Р. В 20 в. нек-рые музыканты вносят в исполнение одного Р. элементы других Р. Шри Нивас высказался за применение в них даже 12-звукового ряда.
Начало Р. (алап) исполняется певцом (певицей) или исполнителем на вине, ситаре, саранги, дильрубе, сароде, бансури в сопровождении тампура. Певец вокализует на «а» или к.-л. слог, напр. «та», «на», «ри», «нарэ», «нэнэри» и др. В начальной части Р. излагается осн. интонационный материал, а также содержится обращение к слушателям (слово «алап» означает «разговор», «беседа»). В этом разделе исполнитель демонстрирует знание всех особенностей Р. Алап — наиболее древняя форма музицирования, сохранившаяся до 20 в.; она отличается импровизационностью, свободой мелодич. развития, метра и ритма.
Второй крупный раздел Р. начинается игрой на табла или мридангаме, на к-рых воспроизводится принадлежащий данному Р. ритм. Этот раздел включает неск. частей, носящих самостоят. названия — стхайи, антра, санчари, абхог.

Не открывается Гугл pay

Мелодич. материал алапа получает дальнейшее развитие: постепенно захватываются более высокие регистры, осн. интонац. группы (пакар) вариационно видоизменяются; в моменты наивысшего эмоционального накала могут возникнуть полиметрич. эпизоды. Разнообразные типы муз. структур могут создаваться импровизационно, в процессе исполнения; так, напр., в санчари нередко возвращается интонационный материал стхайи; в абхоге разрабатывается материал антра, но в ускоренном темпе. Во всех разделах сохраняются тхат и соответствующие данному Р. мелодич. обороты, к-рые варьируются по желанию исполнителя. Подобный тип развития называется тан («растяжение»). Нек-рые особенности Р. зависят от мастерства и индивидуальности исполнителя; так, напр., не обязательно присутствие всех упомянутых частей Р. Существует также различие в исполнении Р. на юге и на севере Индии, что, по-видимому, обусловлено влиянием мусульманского муз. иск-ва на северную традицию.
Исполнение каждого Р. приурочено к определ. времени суток, делящихся на 8 трёхчасовых отрезков (прахар или пахар); Р. различают также по сезонам года. Выдающиеся исполнители Р.: Тансен (16 в.) — легендарный исполнитель алапов; Рави Шанкар, выступающий вместе с Али Акбаром и Гиан Гхошем; Вишну Дигамбар Полускар, Дабир Кхан, Кумар Гандхарва, Нараяна Менон, Лакшми Нараян Гарга и др.

Литература : Синявер Л., Музыка Индии, М., 1958, с. 39-49; Виноградов В. С., Индийская рага, M., 1976; Gangоlу О., Ragas and raginis, v. 1-2, Calcutta, 1934-35, то же, Bombay, 1948; Bandopadhyaya S. P., The origin of raga, Delhi, 1946; его же, The musik of India, Bombay, 1958; Danielоu A., Northern Indian musik, v. 1-2, Calcutta — L. 1949-54; Ayar С. S., The grammar of South Indian (Karnatic) music, Madras, 1939, 1951; Sambamoorthy P., South Indian musik, Madras, 1958; «Сангит-вишард» («Музыкальный ученый»), Hatharas, 1958; «Сангит сагар» («Океан музыки»), Hatharas, 1959.

M. А. Осокин.


Синонимы:

(от «раньдж» — осн. значение — окрашивать) — одно из центральных понятий в музыке индуизма. Р. — порождение монодической музыки, тип ее особой ладовой орг-ции, предусматривающей наличие ряда взаимосвязанных компонентов: состав звукоряда (от 5 до 7 ступеней); характерную интонационность (т. е. типичные отдельно для каждой Р. мелодич. обороты и опорные звуки); эмоциональную образность (раса), также индивидуальную для каждого ладо-интонационного образования.

Как поставить ударение в Гугл документе над буквой

Выросшая из теоретич. основ древней музыкальной системы, Р. появилась уже в первые века н. э. Процесс развития был столь интенсивен, что прибл. к V—VII вв можно считать завершившимся крупный начальный этап формирования института Р.. поднявший музыкальную мысль на качественно новую высоту, а к XIII в. Р. уже практич. получила развернутое теоретич. освещение. В Р. проявляется тесная связь с понятием индийской эмоционально-звуковой символики.

Поэтом> и время исполнения музыкальных композиций, создаваемых на основе той или иной Р , должно совпадать с предписываемым ей временем. Сущест вует немало легенд, повеству ющих о том, что если та или иная Р. имеет отношение к дождю, огню, урагану и т. д., то истинно талантливое исполнение может вызвать в действительности подобные природные явления.

Многие Р. обладают образной характеристикой, связанной с конкретными богами или мифич. героями. Напр., Р. Дэвгири и Биндрабани Саранг посвящены Кришне; Ананд Бхайрав ассоциируется с Вишну; в честь Шивы чаще всего слагаются музыкально-поэтич. композиции, основанные на Р. Дешкар, Мегх Ранджини, Шивмат Бхайрав; богине Парвати, супруге Шивы, и их божеств, любви посвящены Р. Гаури и Чхая и т. д. Известен также целый набор Р., традиционно используемый для «Рамаяны «: напр., для характеристики образа Рамы используется Р. Шукул Билаваль, а раса Р. Рамкали очень тонко передает целомудренный образ Ситы (полагают, что эта Р. появилась еще в III в. н. э.).

Р. Ланка Дахан Саранг не только посвящена Хануману, но и создана и получила название по конкретному событию, описанному в конце «Рамаяны»: Хануман обращается к Всевышнему с просьбой о сверхсиле для спасения Ситы.Посвящение отдельных Р. богам или эпич. героям вовсе не означает, что они должны звучать только в их честь и отражать чувство бхакти. Они несут их символ и связанные с ними эмоции.

Поэтому, напр., образ нежной невинной девушки лучше всего будет передан в музыкальной композиции рагой Рамкали — чистой и светлой, как сама Сита. В кач-ве образно-эмоциональной сферы Р. редко выступает лишь одна из 9 известных рас.

Для выявления тонких оттенков, присущих настроению и характеру исключит, индивидуальных по своей природе Р., иногда применяются слитно две расы (напр., хасья и вир, выражающие радость победы, шрингар и каруна — любовную печаль). С другой стороны, нередко выбирается какой-то один чувственный аспект из общего спектра эмоций, свойственных одной расе.

Так, раса вир выражает храбрость, смелость, мужество, героизм, но также и взволнованность, возбуждение, сродни к-рым чувства вдохновения, восторженности, как и противоположные им чувства возмущения и раздраженности. По одному из известных образных объяснений, вир — это состояние, когда Шива смотрит третьим глазом, когда от разгневанности он возбужден (и это соответствует расе вир Р. Дешкар).

Onedrive или Google диск

Но вир — это и величие Шивы, его созидательная космич. сила и духовная энергия (и это уже раса вир раги Шанкара). Излишне пояснять, сколь богата различными тонкими нюансами раса шрингар — любовь.

Р., несущие в себе эту расу, распадаются как бы на две ветви: одна выражает чувства вирах (разлуки), другая — милан (свидания); но и внутри этих состояний гамма чувств невероятно объемна и неоднозначна. Для раскрытия их чаще всего обращаются к образам Радхи и Кришны, взаимоотношения к-рых универсальны в смысле полноты чувственных проявлений, вплоть до страстного обожания, перерастающего в поклонение.

Данное состояние, как уже упоминалось, имеет весьма характерное толкование с точки зрения индуизма, как одно из возможных непосредственных проявлений чувств любви к Богу; как одно из состояний души и тела в сложном комплексе устремленности к единению земного и божественного. Все это многоцветие рас, отраженное в образно-эмоциональных характеристиках десятков различных Р., канонизировалось и передавалось музыкантами из поколения в поколение изустно от учителя (гуру) к ученикам, запечатлевалось в специальных трактатах в виде описаний образов божественных персонажей, а также позже нашло отображение в известных живописных миниатюрах «Рагамала» («Гирлянда paг»). В целом в результате процесса развития Р. обретает особую содержательную комплексность, к-рая по сути представляет концентрацию лучших музыкально-теоретич и религ.-философских принципов. По образному выражению индийцев, благодаря преемственности поколений «древняя идея абсолютной музыки полностью выразилась в концепции раги». Т. обр., если проследить весь путь становления и развития Р., как и всей индийской музыки, то совершенно очевидно предстанет постоянство ее взаимосвязи с религией, но не на примитивном уровне соподчиненности, а на высоте плодотворного взаимообогащающего творч. процесса, когда религ. откровения стимулируют развитие музыкально-теоретич. мысли и жанрово-стилистических направлений, вызревание к-рых, в свою очередь, способствует «одушевлению» и возрождению религ. символов, благодаря возведению их на уровень высокой художеств, образности, и открытию им доступа в души людей.
Т. Морозова


Синонимы:

(санскр. — колір, відтінок, бажання, пристрасть і т.д.) — основоположне поняття індійської музики, яке охоплює взаємопов’язану систему її естетичних принципів і уявлень про лад, мелос, жанри та композиційні закономірності. Поняття Р. існує в кількох значеннях: 1) В класичному мистецтві — ладоінтонаційна побудова, яка містить послідовність звуків ладу, співвідношення опорних ступенів (ваді та самваді) і характерні мелодійні звороти (пакад).

Р. диференціюється за функціональними ознаками, регіональною приналежністю тощо. Р. відіграють роль вихідних тематичних комплексів, розгортання яких в певних ладах утворює музичну композицію. Теоретично існує близько 3500 Р., практично використовується до 200.

2) Композиція, яка є результатом тривалого варіаційного розвитку Р. як ладоінтонаційного ядра, що призводить до створення певного емоційного стану — любові, веселості, суму, героїзму, відрази, гніву, жаху, подиву, заспокоєння. Метроритмічною основою Р. є тала. 3) Жанрова система індійської традиційної класичної музики. Мистецтво Р., відтворюючись в усіх видах індійської музики, постійно оновлюється, досягаючи нових звершень.

(Санскр.) Одна из пяти Клеш (бед) философии Йоги Патанджали. В «Санкхья Карика» это есть «препятствие», называемое любовью и желанием в смысле физическом или земном. Пять Клеш суть: Авидья или невежество; Ашмита, эгоизм или чувство «я есмь»; Рага, любовь; Дваша, ненависть; и Абхинивеша, страх перед страданием.

Настройки безопасности Гугл на телефоне

Источник: slovaronline.com

Рага – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово рага? Пытаешься разобраться, что такое рага? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «рага» в словарях русского языка

Рага это:

Ра́га (, букв. «окраска», «краснота», «краска»; в переносном смысле «страсть» и т.

Рага

? жен. , олон. деньги, купило, карельск.?

Словарь Даля

Рага

принцип ладово-звукорядного и ладово-мелодического развертывания в индийской классической музыке. Сложился к 7 в. н. э.; в индийской эстетической теории связывался с воплощением одного из девяти психоэмоциональных состояний (т. н. раса). Рага распространена и в других странах Юж. Азии.

Современный толковый словарь, БСЭ

Рага

Словарь русского языка Лопатина

Рага

Полный орфографический словарь русского языка

Рага

ладовый звукоряд, используемый в индийской классической музыке

Викисловарь

Где и как употребляется слово «рага»?

Кроме значения слова «рага» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «рага».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «рага» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «рага»

Например, она любила готовить овощное рагу , добавив в него совсем немного мяса.

Георгий Огарёв, 27 законов экономного ведения хозяйства

Кроме того, – добавила она, ставя перед ними тарелки с аппетитным мясным рагу , – мне нравится старое дерево, но в кухне должно быть… светло.

Тара Эллис, Тайна гостиницы «Холлоу Инн»

И все наши карьерные и умственные способности меркнут в глазах окружающих, в том числе и родственников, если мы не можем приготовить рагу или испечь пирожки.

Источник: vslovarike.ru

Что такое рага. Отличие европейской и индийской музыки

Удивительно, что индийская музыкальная традиция, впрочем, как и религиозная и философская, сохраняется уже несколько тысячелетий! Ибо одна из древних вед, «Самаведа», написанная 4000 лет назад, не что иное, как музыкальный трактат, в котором изложена детально разработанная музыкальная система, до того ещё неизвестно какое время передававшаяся из уст в уста от учителей к ученикам!

Сегодня, как и в давние времена, индийский музыкант, когда утверждается в своём решении быть музыкантом, выбирает себе гуру. Это самый важный момент в его жизни. После этого они совершают церемонию, перевязывая свои руки нитью, — с этого момента учитель и ученик соединены друг с другом на всю жизнь.

Ученик входит в дом и в семью учителя, а тот принимает его как родного сына и передаёт ему мастерство и знание. Такое интенсивное обучение в непосредственном общении с гуру обычно длится не меньше семи лет. Западному музыканту это трудно понять, ведь для него обучение — это в основном овладение техникой игры на инструменте.

Для индийского ученика важна каждая минута, проведённая рядом с мастером. Поначалу он наблюдает и впитывает, учится слушать и слышать, прежде чем извлекать звуки. Дисциплинирует своё тело, пальцы и ум, учится скромности и добродетелям. Познаёт законы построения раги и законы мироздания, занимаясь не меньше восьми часов в день.

Как отключить защиту Google на андроиде

С какого-то момента ученик начинает импровизировать в раге. И только после того как его воображение становится способным рисовать мысленные картины, а исполнительское мастерство позволяет мгновенно воплощать их в музыке и он приобретает собственное творческое лицо, — только с этого момента ученик может и должен развиваться самостоятельно, полагаясь на свои силы и вдохновение.

Он покидает дом гуру, отправляясь в собственное жизненное плавание. Но даже и после периодически возвращается к мастеру, чтобы свериться с ним в правильности своего пути и обогатиться новыми идеями. Настоящий же гуру никогда не останавливается в своём росте и постоянно остается источником вдохновения для учеников. Ведь он и сам является учеником!

Вернемся к раге. Точно объяснить, что это такое, невозможно. С одной стороны, раги — закреплённые традицией ладоритмические построения, основные для классической музыки. Европейским языком их можно попробовать описать как «лад», «элементы импровизации», «темы». Каждая рага глубоко осмыслена и несёт в себе конкретный образ.

Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала — лотос, рага-мегха — сезон дождей, дарящий жизнь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара — с чувством любви, рага-хасья — с весельем и так далее. Исполнение раг приурочивается ко времени суток или года (мелодии утренние, вечерние, полуденные).

С другой стороны, рага — это и то, что рождается воображением музыканта в рамках заданной темы. Рави Шанкар определяет рагу, как «то, что окрашивает разум». Подобно холсту, разум человека-слушателя под воздействием музыки «окрашивается» и наполняется образами, приводится в определённое состояние.

Музыкант не выдумывает рагу, он открывает её сам заново и открывает её ученикам и слушателям, участникам музыкальной церемонии. Европейская музыка ведёт слушателя через разные настроения, порой контрастные, имеет драматургию, сюжет, благодаря которым человек может что-то пережить. Красота и сила раги как раз в концентрации на одной теме, которую она задает, что в кульминации приводит всех участников к необыкновенному и непредсказуемому результату, вплоть до озарения, катарсиса.

«Иногда я ощущал, как с моей музыкой происходят буквально чудеса. Пусть моя игра не вызывает дождя с небес, но зато я видел слёзы, блестевшие на глазах моих слушателей. Удивительное свойство нашей музыки состоит в том, что она рождает в слушателях прекрасное чувство сопереживания», — говорит Рави Шанкар.

«Для меня рага подобна живому существу, и, чтобы установить отношение близости и единства между музыкой и музыкантом, не следует спешить. Но когда это единство достигнуто, наступает самый упоительный момент восторга, который можно сравнить разве что с величайшими вершинами любовного переживания или духовного воспарения. В эти мгновения, когда я абсолютно уверен в присутствии во мне самом и вокруг меня некой гигантской силы, чуткие, расположенные ко мне слушатели ощущают те же самые волнения и вибрации души. Это то же самое, что чувствовать Бога».

Пример Раги

Источник: meditation-portal.com

Рейтинг
Загрузка ...